Спортивный арбитраж
Введение
Спортивная индустрия, согласно разным оценкам, составляет от 3 до 5 % от общего мирового объема торговли, что делает ее значительной сферой в решении правовых споров. Для международного арбитража спортивный сектор может иметь отдельный интерес, учитывая тот факт, что Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS) теперь получает новое дело почти каждый рабочий день.
Несмотря на то, что спортивный арбитраж во многом похож на коммерческий и инвестиционный арбитражи, и многие спортивные арбитры выступают арбитрами также в обычных коммерческих и инвестиционных спорах, он имеет значительное количество интересных особенностей, которые отличают его от коммерческого арбитража. Например, некоторые спортивные арбитражные решения выносятся в ускоренном арбитражном разбирательстве в течение 24 часов. Другая характерная черта спортивного арбитража – публичность: арбитры должны быть готовы, что их решения будут детально анализироваться средствами массовой информации или правоведами, как с позитивными отзывами, так и с критикой,, учитывая, что многие из решений CAS находятся в публичном доступе.
Преимущества и уникальные аспекты спортивного арбитража
Оперативность
Наиболее очевидная и, наверное, наиболее важная особенность спортивного арбитража – его оперативность. Специфическая необходимость быстрого решения споров исходит от того факта, что спортивная индустрия тесно связана с различными спортивными мероприятиями и соревнованиями. Например, решение насчет того может ли спортсмен участвовать в Олимпийских играх не будет иметь никакого смысла, если оно будет вынесено после того, как соревнования закончатся.
Наиболее яркими примерами ускоренных арбитражных процессов в спорте являются трибуналы ad hoc Спортивного арбитражного суда. Это арбитражный орган, который функционирует только во время проведения специфических спортивных соревнований (Летних или Зимних Олимпийских игр, Кубка мира ФИФА и т.д.). Для каждого такого мероприятия CAS назначает определенное количество арбитров, которые прибывают в город, который принимает соревнования, и которые должны быть готовы в любое время (дня и ночи) решить любой правовой спор, который возникает во время соревнований. Для трибунала ad hoc является нормальной практика решения дела в течение 24 часов, за которые стороны должны письменно и устно изложить обстоятельства дела, а арбитры вынести решение.
Нередко спортивный арбитраж осуществляется в ускоренном производстве, в рамках стандартных арбитражных правил. Для того чтобы подобный арбитраж имел успешное завершение в короткий период времени, необходимо сотрудничество (согласие) всех сторон.
Меры обеспечительного характера
Меры обеспечительного характера в спортивном арбитраже являются более эффективным средством правовой защиты, чем в других типах арбитража в связи с тем фактом, что спортивные руководящие органы почти добровольно исполняют любые выданные предписания, и система исполнения арбитражного решения в спортивных спорах очень эффективна. По аналогии с обычной практикой международного коммерческого арбитража, при рассмотрении заявления об обеспечительных мерах, спортивный арбитраж принимает во внимание:
- нужны ли обеспечительные меры для защиты заявителя от непоправимого вреда;
- вероятность положительного решения спора в пользу заявителя; и
- превосходят ли интересы заявителя интересы других участников спора.
Особая квалификация арбитров
Политика CAS предусматривает закрытый перечень арбитров, тем самым ограничивая автономию сторон в назначении любого своего арбитра. Тем не менее, это гарантирует, что арбитры являются специалистами в сфере спорта и могут выносить решения быстро и последовательно.
Последовательность решений
Наличие последовательных правовых прецедентов в спортивных спорах, которыми могут руководствоваться организации и лица из спортивной индустрии, дает свои результаты. Деятельность CAS как «международного суда высшей инстанции» для спортивных споров приводит к значительной согласованности между правовыми решениями в спортивном мире и создает основу спортивного прецедентного права (lex sportivia). Создание такой системы стало возможно, поскольку все решения по делам, рассматриваемых CAS в апелляционном порядке, должны быть в публичном доступе, кроме тех случаев, когда стороны договорились, что решение остается конфиденциальным. Как результат, CAS публикует большую часть своих решений, которые дают понимание всех основных спортивно-правовых вопросов.
Стоимость
В спортивном арбитраже очень часто участвуют различные по своему статусу стороны: например, большие спортивные организации и гораздо меньшие субъекты (клубы или спортсмены). Как минимум три особенности CAS должны обеспечить доступность в вопросах стоимости для таких меньших сторон спора:
- в значительной степени небольшой регистрационный взнос в размере 1 000 швейцарских франков;
- справедливая система распределения расходов на юридическое сопровождение; и
- специальный режим для арбитражных затрат в международных дисциплинарных спорах.
Позитивные финансовые обстоятельства для спортсменов состоят в том, что если они вовлечены в международный дисциплинарный спор – стороны не обязаны платить стоимость арбитражного рассмотрения (арбитражные расходы не оплачиваются).
Простота исполнения решения
Еще одно преимущество спортивного арбитража – простота исполнения арбитражного решения. Хотя стороны могут также использовать Нью-Йоркскую конвенцию для этих целей, спортивные регулирующие органы должны исполнять решения CAS, и они имеют достаточно полномочий и внутренних механизмов, чтоб убедится, что решения относительно их членов были исполнены. Федеральный суд Швейцарии называет это «приватной исполнительной системой».
Спортивный арбитражный суд
Наряду с многообразием международных видов спорта, центральное место в спортивном арбитраже занимает одна инстанция – Спортивный арбитражный суд, который базируется в Лозанне, Швейцария. Со времен его основания в 1984 году в нем было зарегистрировано порядка 4.200 различных дел.
Структура CAS
CAS осуществляет свои функции через посредничество арбитров, которых должно быть не меньше 300. CAS состоит из двух палат, что является одной из основных его особенностей: Палаты обычного арбитража для дел, поданных в CAS как в первую инстанцию, и Палаты апелляционного арбитража для решения споров в высшей инстанции после их предварительного рассмотрения спортивными организациями. Каждую палату возглавляет председатель.
Вдобавок к штаб-квартире в Лозанне, CAS имеет также два «децентрализованных офиса» в Сиднее и Нью-Йорке. CAS осуществляет четыре отличных способа решения споров: обычный арбитраж, апелляционный арбитраж, ускоренные трибуналы ad hoc для главных спортивных событий и медиация.
Роль председателя палаты состоит в том, чтоб взять под контроль на первоначальном этапе рассмотрения, когда процесс уже начался, но арбитры еще не назначены. К председателю также часто обращаются за выдачей предписаний на временные меры или приостанавливающие действия. Он также вовлечен в процесс утверждения состава арбитров. После назначения, арбитры самостоятельно осуществляют контроль над процессом.
Арбитры CAS назначаются Международным спортивным арбитражным советом (ICAS) на срок 4 года с возможностью переизбрания. Устав предусматривает, что ICAS должен назначать «лиц с юридической подготовкой, которые обладают признанной репутацией в области спорта».
Арбитры не привязаны к конкретной палате CAS и могут входить в арбитражные составы, создаваемые как по правилам обычной процедуры, так и в рамках апелляции. Состав арбитров в CAS может состоять как из одного арбитра, так и из трех. Все арбитры связаны обстоятельствами по соблюдению конфиденциальности и не могут разглашать информацию относительно сторон, сути спора или процесса.
Палата обычного арбитража является классическим арбитражем, которая решает в основном коммерческие споры, и по своей структуре и принципах работы будет знакома для каждого, кто имел опыт работы с ICC, AAA, LCIA, SCC или другими коммерческими арбитражными институтами.
Апелляционный арбитраж, в свою очередь, является новинкой для юристов, практикующих в других видах арбитража. Апелляционный арбитраж принимает апелляции на решения других арбитражных или дисциплинарных органов, чаще всего национальных спортивных арбитражных организаций, внутренних дисциплинарных или судебных органов международных спортивных федераций.
Правовая основа деятельности CAS
Местом рассмотрения споров CAS и каждой его Палаты является Лозанна, Швейцария. Это является характерной чертой спортивного арбитража и не подлежит обсуждению и дискуссиям, в том числе через арбитражное соглашение. Такое правило закреплено в регламенте CAS.
Такое же условие относиться и к специальным трибуналам ad hoc. Фактическое место проведения слушаний не влияет на юридический адрес арбитража, который остается в Лозанне.
Так как каждый состав арбитров Спортивного арбитражного суда является международным арбитражным трибуналом, расположенным в Швейцарии, все дела в CAS являются предметом регулирования Швейцарского Закона «О международном частном праве», который гарантирует процедурную последовательность в отношении всех дел в CAS, и считается «дружественным» законом в аспекте арбитража. Решения CAS окончательны и могут быть оспорены лишь по нескольким основаниям в Федеральном суде Швейцарии.
Виды споров, которые могут быть поданы на рассмотрение в CAS
Если говорить в общем, то спор может быть передан на рассмотрение Спортивного арбитражного суда, если есть арбитражное соглашение между сторонами, которое определяет обращение в CAS. Статья R27 регламента предусматривает, что CAS обладает юрисдикцией для решения исключительно споров, связанных со спортом. С момента основания, CAS никогда не признавал за собой отсутствие юрисдикции на основе того, что спор не относится к спорту.
В принципе, на рассмотрение CAS может быть передано два вида спора: коммерческого и дисциплинарного характера.
Первая категория включает в себя споры, связанные с исполнением договоров, например тех, которые касаются спонсорства, продажи прав на телевизионные трансляции, организации спортивных мероприятий, трансфера игроков и отношений между игроками и тренерами и клубами и/или агентами (трудовые и агентские контракты). Споры, связанные с вопросами гражданской ответственности, также попадают под эту категорию (например, инцидент, произошедший со спортсменом во время спортивных соревнований). Эти так называемые коммерческие споры решаются Спортивным арбитражным судом, как правило, в качестве суда первой и единственной инстанции.
Дисциплинарные споры представляют вторую группу споров, рассматриваемых в CAS, из которых большинство касается допинга. Кроме дел, связанных с допингом, CAS призван решать различные дисциплинарные споры (насилие на игровом поле, неправильные решения (злоупотребления) судьи).
Такие дисциплинарные споры, как правило, рассматриваются в первой инстанции компетентными спортивными органами, и впоследствии становятся предметом обжалования в CAS, который затем действует как суд последней инстанции.
Споры в футбольной сфере
Видами споров, которые наиболее часто передаются на рассмотрение CAS, являются апелляции на решения ФИФА, всемирного футбольного руководящего органа, который имеет собственную внутреннюю судебную систему. Этот тип споров обычно возникает в связи прекращения трудовых контрактов игроков или тренеров, или трансфера игроков между клубами. В последствии такого трансфера, предыдущий клуб игрока, как правило, имеет право на компенсацию, которая основывается либо на договоренности между сторонами, либо согласно комплексу правил, которые применяются к футбольным трансферам, как в национальном, так и в международном контексте.
Другие международные спортивные арбитражные организации
Многие международные спортивные федерации имеют свои собственные системы разрешения споров. Тем не менее, в большинстве случаев такие системы не могут быть охарактеризованы как независимые арбитражи, так как они тесно связаны со спортивными организациями, ответственными за их формирование. Одним из примеров «истинной» арбитражной системы является Баскетбольный арбитражный трибунал (BAT), который был создан всемирной баскетбольной организацией (FIBA) для разрешения споров между игроками, агентами и клубами. Местом рассмотрения споров ВАТ является Женева, Швейцария. Арбитражное разбирательство предусматривает собой простой англоязычный процесс с одним арбитром, который назначается президентом BAT. Сторонам доступны предварительные и обеспечительные меры, и арбитр выносит окончательное решение в течение шести недель после окончания слушаний. Некоторые особенности ВАТ состоят в том, что (устные) слушания проводятся только по заявлению, а арбитры решают дела по праву справедливости (ex aequo et bono).
Хотя большинство международных федераций предусматривают обжалование своих решений в CAS, некоторые виды спорта, такие как регби или Формула-1, не допускаю такого обжалования, за исключением споров касательно применения Всемирного антидопингового кодекса ВАДА.
Спортивный арбитраж в Украине
В Украине к настоящему времени не создано спортивного арбитража, предназначенного для решения всех или некоторых спортивных споров. Хотя его создание постоянно обсуждается юристами, в первую очередь необходимо внести изменения в соответствующее законодательство, чтобы обеспечить условия для его эффективной деятельности. Для начала важно понимать какие типы споров и в каких видах спорта может быть востребован арбитраж. Большая часть споров касается трудовых отношений и дисциплинарных вопросов, в то время как наиболее частыми «клиентами» такого арбитража могут быть футболисты, баскетболисты и спортсмены касательно вопросов допинга. Футбол и баскетбол в Украине имеют свои собственные внутренние механизмы для решения всех видов споров с сформировавшейся правовой практикой и независимой процедурой апелляции. Кроме того, арбитрабельность (возможность решения спора в арбитраже) трудовых споров прямо исключена украинским законодательством. Следовательно, создание отдельного спортивного арбитража в Украине требует, для начала, внесения изменений во многие нормативно-правовые акты, и помимо этого, также может не найти поддержки большинства спортивных организаций, поднимая вопрос о его целесообразности. Во любом случае, большинство организаций создали собственные квази-арбитражные органы для решения всех видов споров.
В общем, Украина считается страной дружественной к арбитражу, и решения, вынесенные в CAS или в BAT, подлежат признанию и принудительному исполнению в Украине. Нормы, регулирующие арбитражное соглашение, содержаться в Законе Украины «Про международный коммерческий арбитраж» и совпадают с нормами Модельного Закона ЮНСИТРАЛ и Нью-Йоркской Конвенции.
На сегодняшний день, судебные решения на принудительное исполнение арбитражных решений, вынесенных CAS или BAT, отсутствуют.
Одним из примеров эффективного квази-арбитража в Украине является Палата по разрешению споров Федерации футбола Украины (ПРС ФФУ). Она не может считаться подлинным арбитражным органом, так как рассматривает споры, касающиеся только футбола, и на основе регламента и правил ФФУ, а не на основе арбитражного соглашения. Кроме того, арбитры не выбираются сторонами, а назначаются Платой. Она функционирует по аналогии с Палатой по разрешению споров ФИФА. С момента создания в сентябре 2012 года ПРС ФФУ вынесла решения в более 200 спорах между футбольными клубами, футболистами и тренерами. Большинство дел касается трудовых споров, в то время как примерно 20% дел касаются споров о компенсации за подготовку футболистов и трансферные споры между клубами. «Процессуальное право» ПРС ФФУ – внутренний Регламент Палаты, в то время как «материальное право» состоит из контракта , внутренних футбольных регламентов и дополнительно – украинского законодательства. Все решения ПРС ФФУ могут быть обжалованы в САS, который предоставляет эффективный и независимый контроль. ПРС ФФУ изначально была создана по рекомендованной модели ФИФА и состоит из равного количества представителей от клубов/лиг и игроков.
Такой квази-арбитражный орган – прекрасный пример того, как спортивные организации могут решать внутренние споры на национальном уровне без привлечения национальных судов, но, в то же время, обеспечивая соблюдение права быть выслушанным, принципов справедливого разбирательства и эффективного контроля через возможность апелляции.